Пешеходные туры, охота и рыбалка на Курильских островах. ООО «Курилы-тур»
Главная Курильские острова Туры Экспедиции
Экспедиции

ПодробнееКратко об экспедициях

ПодробнееПервая экспедиция

ПодробнееВторая экспедиция

ПодробнееТретья экспедиция

ПодробнееЧетвертая экспедиция

ПодробнееПятая экспедиция

ПодробнееШестая экспедиция

ПодробнееСедьмая экспедиция

Главная / Экспедиции / Первая экспедиция

Первая экспедиция

В конце июля 2003 года была создана и стартовала первая камчатско-курильская экологическая экспедиция под руководством Евгения Верещаги (общественный гуманитарный фонд «Радуга»).

В экспедиции принимали участие Камчатская ассоциация подводной деятельности (руководитель Игорь КОМЛЕВ) под патронажем Российской оборонно-технической организации («РОСТО», руководитель Сергей Перковский), сотрудник Института вулканологии С. Батаев и Пушкарев В.Г., фирма «Бел-Кам-Тур-И» (Ирина Круглякова).

Группой из десяти человек на острове проведена уникальная работа, основная цель которой — наземное и подводное исследование острова Матуа (Курильские острова). В ходе экспедиции было собрано большое количество материала о флоре и фауне сухопутной и морской части, получены данные о геологическом строении острова, влиянии вулкана Сарычева на создание ландшафта Матуа. Найдены многочисленные инженерные объекты японской обороны 1930 – 1945 гг. Водолазами экспедиции был найден затонувший японский транспорт постройки конца XIX — начала XX веков. В течение пяти дней работы группой подводных пловцов во время погружений к затонувшему судну были определены местоположение, глубина залегания, габариты и состояние судна и его принадлежность к государству, а также совершены пробные погружения в бухтах юго-западной части о. Матуа на предмет поиска подводных тоннелей. Есть сведения, что американская подводная лодка «Хариер» в 1944 году торпедировала два японских транспорта, стоявших на рейде о. Матуа. Залпом японской береговой батареи подлодка была затоплена. Поэтому можно предположить, что найденное экспедицией судно скорее всего является одним из потопленных транспортов. Сейчас участники экспедиции занимаются установлением координат американской подлодки для возможного её поиска и исследования.

Определено, что затонувшее японское судно залегает на глубинах 9–11 м и располагается вдоль фарватера. Предположительно на судне был сильный пожар с последующим взрывом. Корпус судна стальной, клепаный. Машина с паровым котлом. Длина его составляет более 100 м, ширина более 15 м. Со дна моря подняли уникальные экспонаты, части оборудования и военной техники, стоявшей на вооружении квантунской армии периода Великой Отечественной войны. Пароход перевозил боеприпасы, стрелковое оружие.

Наш корреспондент попросил прокомментировать цель и результаты экспедиции начальника Камчатской объединенной технической школы «РОСТО» капитана 2 ранга Сергея Перковского:

— Что послужило идеей для начала экспедиции?

— Евгений Михайлович Верещага загорелся этим делом давно, исследовав в архивах и печати сведения об острове, он, по сути дела, явился основоположником этой экспедиции. Он был генератором и инициатором идеи, а команда из 10 человек воплотила её в жизнь.

— С какими трудностями столкнулась команда?

— Во время перехода погода в море была великолепной: ни шторма, ни волны, а температура воздуха достигала 12–16 градусов. Когда мы первый раз нырнули, обнаружили, что вода намного холоднее (до + 6 градусов по Цельсию), чем у нас, на Камчатке, и комфортного погружения не ощутили. Однако высадка на остров прошла тяжело — был сильный ветер, в проливе — большая волна, плюс столкнулись с тем, что вся акватория залива (бухта Двойная), между о. Топоркова и Матуа, заросла огромными ламинариями (морская капуста достигала размеров длиной 70 метров, а стебель — в диаметре 5 см). Приходилось чуть ли не ежеминутно поднимать двигатель, чтобы моторная лодка могла двигаться дальше.

— Какие специалисты принимали участие в экспедиции?

— Батаев Сергей Евгеньевич — сотрудник Института вулканологии, подводное исследование проводили четыре подводных пловца (Камчатской ассоциации подводной деятельности Камчатки, сотрудники «РОСТО»).

— В ходе экспедиции были сделаны открытия, найдены уникальные экспонаты. Расскажите, пожалуйста, о них.

— Найдено затонувшее японское судно. Сейчас выясняется, при каких обстоятельствах оно затонуло.

По предварительному осмотру, по разорванным фрагментам корабля, по тому, что горела металлическая обшивка, можно сказать, что судно затонуло из-за сильного взрыва. Поэтому можно предположить, что его либо торпедировали, либо оно было обстреляно.

Сохранились днищевая и скуловая части судна, машинное отделение с остатками паровой машины, электрические генераторы, вспомогательные механизмы, медные трубопроводы, остатки бортов с иллюминаторами, якорная цепь с якорем Холла, часть борта с клюзом, кнехтом. Кормовая часть судна не обнаружена, название его не найдено.

При обследовании носовой части трюма судна найдены японские боеприпасы, подняты на поверхность иллюминаторы судна с остатками борта, паровой вентиль с японским клеймом, медный разнос, части трубопроводов, остатки паровой машины.

Проведение погружений было затруднено из-за сильного обрастания морской растительностью вокруг судна. Сплошной ковер из водорослей на поверхности бухты не давал возможности использовать лодочный мотор, поэтому к месту погружений приходилось протаскивать лодку на веслах.

— Есть ли возможность установить название корабля, состав команды?

— Да, есть. Но прежде всего нужно установить название судна. Скорее всего, это будет выявлено через российские и японские архивы. В этом направлении обязательно будет вестись работа.

— Были ли найдены какие-то личные вещи моряков?

— Мы не уделяли этому внимания, потому что было мало времени. В первую очередь нужно было провести обследование судна. Подолгу в одном месте останавливаться не было возможности, плюс сложные условия погружения, сильные течения, водоросли, да и морские жители нам не давали возможности для детального изучения судна.

— С какими животными вы там столкнулись?

— Остров является колонией морских котиков, сивучей и нерп, поэтому они часто мешали погружениям к затонувшему кораблю. А в один из дней нам просто пришлось ждать, когда две касатки насытятся, — они кружили вокруг корабля, охотясь на нерп. Также сивучи препятствовали — погоняли они нас, пытаясь столкнуть с надувной лодки. Вообще, зверь там непуганый (люди-то там не появлялись в течение нескольких лет), тем более сейчас практически у всей островной живности период размножения, и животные охраняют своих детенышей.

— Что более всего запомнилось в этой уникальной экспедиции?

— Во-первых, красота этого острова. Когда мы пришли, у нас возникла ассоциация, что мы попали на остров, по описанию схожий с таинственным островом Жюля Верна. Он был мрачно затянут пеленой туч, видно, что он необитаем, ландшафт вулканический (есть как надводные, так и подводные гроты), поразила растительность. Из-за того, что остров продувается ветрами, а до этого было еще сильное землетрясение, — и всё выгорело. Но остров на удивление быстро компенсировал потерю, покрывшись буйным ковром растительности. Много лис и мышей, и, что самое удивительное, нет комаров.

— Были ли экстренные случаи в работе экспедиции?

— У нас всё было грамотно спланировано. Но иногда были сложные условия для работы по изучению острова. Приходилось пользоваться специальным оборудованием и снаряжением, например, для спуска по отвесным скалам в штольни, пещеры.

— Для чего на острове были созданы руками японцев такие укрепления и линия обороны?

— Сейчас мы хотим полностью поднять и изучить на историческом уровне остров Матуа с момента прибытия туда японцев. Этот остров является центральным в гряде, скорее всего на нем располагался штаб войск на Курилах. Остров сильно защищен и, по нашим оценкам, был неприступным. Если бы японцы не капитулировали, остров невозможно было бы взять приступом. Мало того, на нём искусственно созданы рубежи, которых очень много, и мы не могли их все выявить из-за буйства растительности и своеобразного рельефа (природные защитные барьеры). Таким образом, оборона острова построена очень грамотно, и японцы всё продумали, использовав даже горячие источники для подогрева взлетно-посадочной полосы для самолетов. Система построена таким образом: по кромке острова — доты, поверху идут траншеи и окопы с блиндажами. Существовал рельсовый путь для подвоза вооружения и боеприпасов. В глубине артиллерийские склады, береговые батареи.

— Планируется ли дальнейшее изучение о. Матуа, создание новых экспедиций?

— Да, планируется вторая экспедиция на остров для как можно более полного получения информации. А по итогам экспедиции будет монтироваться фильм, все материалы сейчас обрабатываются.

Все вопросы по экспедиции Вы можете задать руководителю — Евгению Верещаге по тел.
• моб.: 8 909 837 4108
• тел./факс: 8 (4152) 242359
• E-mail: vereshaga11@mail.ru

НазадНазад


Гребной винт затонувшего судна

Поднос поднятый с затонувшего судна
Все фотографииВсе фотографии

 

© 2005-2013 «Камчатско-Курильские экспедиции»

Погода в Камчатском крае    Сопровождение сайта "Студия 41 регион" Rambler's Top100

Экстремальный портал VVV.RU ПКПортал - Камчатка