Пешеходные туры, охота и рыбалка на Курильских островах. ООО «Курилы-тур»
Главная Курильские острова Экспедиции
Курильские острова

ПодробнееКарта и описания Курильских островов

ПодробнееФотоальбом

ПодробнееИстория

ПодробнееФлора и фауна

ПодробнееГеологическое строение и просхождение островов

ПодробнееЗемлетрясе-
ния

ПодробнееВулканы

ПодробнееМинеральные
источники

ПодробнееЗагадочные Курилы

Главная / Курильские острова / История

История

Честь открытия, исследования и первоначального освоения Курильских островов принадлежит русским экспедициям и колонистам.

Первое посещение островов приписывают голландцу Герритсу Фризу, побывавшему в 1643 г. у о. Уруппу. Назвав эту сушу «Компанейской землей» — Companys lant (Реклю, 1885, стр. 565), Фриз однако, не предполагал, что она является частью Курильской гряды.

Остальные острова к северу от Уруппу до Камчатки открыли и описали русские «землепроходцы» и мореплаватели. Да и Уруппу русские открыли вторично в начале XVIII в. Японии в это время были известны лишь o. Кунасири и гряда Малая Курильская, но и они не входили в состав Японской империи. Крайней северной колонией Японии был о. Хоккайдо.

О серверных островах Курильской гряды впервые сообщил приказчик Анадырского острога, — пятидесятник Вл. Атласов, открывший Камчатку. В 1697 г. он прошел по западному берегу Камчатки на юг до устья р. Голыгиной и отсюда «на море видел как бы острова есть».

Не зная о том, что в Японии еще с 1639 г. запрещена торговля с иностранцами, Петр I в 1702 г. дал задание завязать с Японией добрососедские торговые отношения. С этого времени русские экспедиции настойчиво пробивались на юг от Камчатки в поисках торгового пути в Японию. В 1706 г. казак М. Наседкин явственно видел с мыса Лопатка сушу на юге. По наказу Якутского воеводы о «проведании» этой земли, казацкий атаман Д. Анциферов и есаул Иван Козыревский в 1711 г. прошли на о. Сюмусю (Шумшу) и Парамусир (Парамушир), а по возвращении составили «чертеж» всех островов. Для нанесения южных островов они воспользовались рассказами японских рыбаков, выброшенных бурею на Камчатку и видевших южные острова.

В походе 1713 г. есаул Иван Козыревский вновь «проведал» острова за «перелевами» (проливами) и составил новый «чертеж». Геодезисты Еврейнов и Лужин прошли со съемкой на карту в 1720 г. от Камчатки до Шестого острова (Симусиру). Через 10 лет отважный предводитель «землепроходцев» В. Шестаков с 25 служилыми людьми побывал на пяти северных островах. Вслед за ним основательные работы «ради обсервации и изыскания пути до Японии» выполнил капитан Шпанберг — помощник Беринга во второй его экспедиции.

В течение 1738—1739 гг. Шпанберг снял на карту и описал почти все острова. По его материалам были показаны на «Генеральной карте Российской Империи» в Академическом атласе 1745 г. 40 островов под русскими наименованиями, например, острова Анфиноген, Красногорск, Столбовой, Кривой, Осыпной, Козел, Брат, Сестра, Ольховый, Зеленый и др. В результате работ Шпанберга впервые выяснился и был нанесен на карту состав всей островной гряды. Известные ранее крайние южные острова («Компанейская земля», о. «Штатов») определились как составные части Курильской гряды.

Долгое время до этого существовало представление о некоей большой «Земле Гамы» к востоку от Азии. Легенда о гипотетической Земле Гамы была навсегда рассеяна.

В эти же годы русские ознакомились с немногочисленным коренным населением островов — айнами. По сообщению крупнейшего русского географа того времени С. Крашенинникова, на о. Сюмусю к 40-м годам XVIII в. было всего 44 души.

В 1750 г. плавал до о. Симусиру старшина Первого острова Ник. Сторожев. Через 16 лет (в 1766 г.) старшины Никита Чикин, Чупров и сотник Ив. Черный вновь пытались узнать число всех островов и количество населения на них.

По смерти Чикина на о. Симусиру И. Черный провел на этом острове зиму. В 1767 г. он дошел до о. Эторофу, а затем поселился на о. Уруппу. Возвратившись на Камчатку осенью 1769 г., Черный сообщил, что на 19 островах (включая Эторофу) 83 «мохнатых» (айны) приняли русское подданство.

В своих действиях Чикин и Черный обязаны были руководствоваться инструкцией Большерецкой канцелярии: «При следовании на дальние острова и обратно... описывать.... величину их, ширину проливов, какие на островах, звери, тоже реки, озера и рыбы в них... Наведываться про золотую и серебреную руды и жемчуг... обид, налогов, грабежа... и прочих противных указам поступков и грубиянства и блудного насильства не оказывать, ожидая за ревность высочайшей милости и награждения». Через некоторое время тюменский купец Як. Никонов, а также мореходы торговой компании Протодьяконова и другие «землепроходцы» доставили более точные известия об островах.

С целью прочного и окончательного закрепления островов и освоения их, главный командир Камчатки Бем предложил построить на о. Уруппу укрепление, создать там русское поселение и развивать, хозяйство. Для реализации этого предложения и развития торговли с Японией якутский купец Лебедев-Ласточкин снарядил в 1775 г. экспедицию под начальством сибирского дворянина Антипина. Судно экспедиции «Николай» потерпело аварию у о. Уруппу. Через два года к Антипину на о. Уруппу было отправлено из Охотска судно «Наталия» под командованием штурмана М. Петушкова.

После зимовки на Уруппу «Наталия» прошла в залив Аккеси на о. Хоккайдо и встретила здесь японское судно. По уговору с японцами Антипин и переводчик — иркутский посадский Шабалин явились в 1779 г. с товарами Лебедева-Ласточкина на о. Хоккайдо в бухту Аккеси. Строго памятуя полученную Антипиным инструкцию о том, что «... встретившись с японцами, поступать учтиво, ласково, благопристойно... выведывать, какие потребны им русские товары «вещи и какие взамен можно получить от них, установить цены и не пожелают ли они для обоюдного торга сделать на котором-нибудь острове договор, которым бы руководствоваться на будущее время... установить мирную связь с японцами», купцы рассчитывали на выгодную для обеих сторон торговлю. Но надежды их не оправдались. В Аккеси им было передано запрещение японцев не только торговать на о. Хоккайдо (Матсмай), но и плавать на Эторофу и Кунасири.

С этого времени японское правительство начало всячески противодействовать русским на южных островах. В 1786 г. оно поручило чиновнику Могами Токунаи осмотреть острова. Обнаружив на Эторофу трех русских и допросив их, Токунаи вручил им приказ: «Вход в японские пределы иностранным подданным воспрещается строжайшим образом. Поэтому я предписываю Вам самым скорым образом возвратиться в Ваше государство». Движение русских торговых людей на юг с мирными целями было истолковано японцами совсем иначе.

В 1787—1788 гг. японское правительство занялось специальным расследованием «действительного положения этого вопроса». В 1800 г. японские чиновники Ямада и Такатая впервые прибыли на большом судне на о. Эторофу, построили в Оито контору, низвергли поставленные русскими кресты, обозначавшие принадлежность острова России и установили столб в обозначение принадлежности этого острова Японии. Затем на остров были доставлены 50 солдат для «охраны местности». С того времени русские экспедиции продолжали исследования с севера только до о. Уруппу.

По заданию русского правительства А. Лаксману удалось в 1793 г. договориться с Японией о посылке в Нагасаки одного русского торгового судна. Казалось, отношения с Японией начали благоприятно развиваться для обеих стран.

Экспедиция Биллингса (1785—1792 гг..) заново закартировала острова от Первого до Шестого. Не теряя надежды «чрез мохнатых курил с японцами установить торговлю» (Русские открытия в Тихом океане, стр. 92), Русско-американская компания создала в 1794 г. на о. Уруппу торговую факторию. Это не помешало, однако, японцам учредить в 1802 г. в г. Хакодате особую канцелярию, которая вырабатывала принципы колонизации Курильских островов и «просвещения жителей их». Чиновники канцелярии предпринимали отдаленные плавания, «направляясь прямо по полярной звезде». Общественное мнение Японии воспитывалось в том, духе, что «плавание в утлых лодчонках, в одиночестве, по свирепым волнам, к странам чрезвычайного холода... в земли, населенные северными дикарями, с целью написать на столбе «Остров, составляющий вечное владение Великой Японии», труднее попыток англичан достигнуть северного полюса и есть «национальный подвиг» (Позднеев, стр. XI).

Русские исследования все более затруднялись; Знаменитому мореплавателю И. Ф. Крузенштерну, обошедшему вокруг земли (1803—1805 гг.), и участнику кругосветного плавания капитану Ю. Ф. Лисянскому еще, удалось произвести определение астропунктов, съемку и опись Курильских островов, в том числе и южных, но уже в 1811 г. капитан Головнин, производивший съемку к югу от пролива Надежды, был захвачен японцами в плен на о. Кунасири.

Русско-американская компания в 30-х годах прошлого века распространила торговлю на все Курильские острова. Не желая, однако, осложнять отношения с Японией, русское правительство согласилось разграничить владения, и по трактату 1855 г. южные острова до Уруппу вошли в состав владений Японии, а все острова к северу остались в пределах России. Стремясь обеспечить безопасность Приморья и низовьев Амура и учитывая в то же время заинтересованность Японии в Курильской гряде, русское правительство вскоре согласилось на обмен всех, Курильских островов на южный Сахалин, который некоторое время находился в совместном владении России и Японии. Уже в конвенции 1867 г. было упомянуто об этом возможном обмене Курильских островов на южный Сахалин.

Соглашение об обмене, выгодное для обеих сторон, состоялось в 1875 г. Тогда же острова были торжественно переданы Японии. Акт передачи состоялся на месте, на о. Сюмусю. Реально оценивая всю важность стратегического положения Курильской островной гряды, Россия все же проявила добрую волю к развитию добрососедских отношений с Японией.

В 1945 году, по условиям Потсдамского соглашения, вся гряда Курильских островов была возвращена в состав Советского Союза.

АЙНЫ

Изначально айны жили на островах Японии (тогда она называлась Айнумосири - земля айнов), пока не были оттеснены на север праяпонцами. На Сахалин айны пришли в XIII-XIV вв., "закончив" заселение в нач. XIX века. Следы их появления находили также на Камчатке, в Приморье и Хабаровском крае. Многие топонимические названия Сахалинской области носят айнские названия: Сахалин (от "САХАРЭН МОСИРИ" - "волнообразная земля"); острова Кунашир, Симушир, Шикотан, Шиашкотан (слова-окончания "шир" и "котан" означают соответственно "участок земли" и "поселение").

Чтобы занять весь архипелаг до Хоккайдо включительно (тогда он назывался "Эдзо") японцам потребовалось более 2 тысяч лет (самые ранние свидетельства о стычках с айнами датируются 660 г. до н.э.). Впоследствии айны практически все выродились или ассимилировались с японцами и нивхами. В настоящее время существуют лишь несколько резерваций на о.Хоккайдо, где живут айнские семьи. Айны, пожалуй, самый загадочный народ на Дальнем Востоке.

Первые русские мореплаватели, изучавшие Сахалин и Курилы, с удивлением отмечали европеоидные черты лица, несвойственные монголоидам густые волосы, бороды. Чуть позже этнографы долго задавались вопросом - откуда в этих суровых землях появились люди, носящие распашной (южный) тип одежды, а языковеды обнаруживали в языке айнов латинские, славянские, англо-германские и даже индо-арийские корни. Айнов причисляли и к индо-ариям, и к австралоидам и даже кавказцам. Одним словом, загадок становилось все больше, а ответы приносили все новые проблемы. Вот вкратце то, что нам известно про айнов:

Айнское общество

Айнское население представляло собой социально расслоенные группы ("утар"), возглавляемые семействами вождей по праву наследования власти (необходимо заметить, что род у айнов шел по женской линии, хотя главным в семье естественно считался мужчина). "Утар" строился на базе фиктивного родства и имел военную организацию. Правящие семейства, называвшие себя "утарпа" (глава утара) или "нишпа" (вождь), представляли собой слой военной элиты. Мужчины "высокого происхождения" уже с рождения предназначались к военной службе, высокородные женщины проводили время за вышиванием и шаманскими ритуалами ("тусу"). Семья вождя имела жилище внутри укрепления ("часи"), окруженной земляной насыпью (также называемой "часи"), обычно под прикрытием горы или скалы, выступающей над террасой. Число насыпей нередко достигало пяти-шести, которые чередовались со рвами. Вместе с семьей вождя внутри укрепления обычно находились слуги и рабы ("ушию"). Какой-либо централизованной власти у айнов не было. ВООРУЖЕНИЕ. Из оружия айны предпочитали лук. Недаром же их называли "люди, из волос которых торчат стрелы" за то, что они носили колчаны (и мечи, кстати, тоже) за спиной. Лук изготовлялся из вяза, бука или бересклета большого (высокого кустарника, высотой до 2,5 м с очень крепкой древесиной) с накладками из китового уса. Тетива изготовлялась из крапивных волокон. Оперение у стрел состояло из трех орлиных перьев. Несколько слов о боевых наконечниках. В бою использовались как "обычные" бронебойные, так и наконечники с шипами (возможно, для лучшего прорезания доспехов или застревания стрелы в ране). Встречались наконечники и необычного, Z-образного сечения, которые скорее всего были заимствованы у маньчжур или джурдженей (сохранились сведения, что в средние века сахалинские айны дали отпор большой армии, пришедшей с материка).

Наконечники стрел изготовлялись из металла (ранние - из обсидиана и кости) и затем обмазывались аконитовым ядом "суруку". Корень аконита измельчали, замачивали и ставили в теплое место для брожения. Палочка с ядом прикладывалась к ножке паука, если ножка отваливалась - яд готов. Из-за того, что этот яд быстро разлагался, его широко использовали и на охоте на крупных зверей. Древко стрелы делали из лиственницы.

Мечи у айнов были короткие, 45-50 см длиной, слабоизогнутые, с односторонней заточкой и полутораручной рукоятью. Айнский воин - джангин - дрался именно двумя мечами, не признавая щитов. Гарды у всех мечей были съемные и часто использовались как украшения. Существуют сведения, что некоторые гарды специально полировались до зеркального блеска, чтобы отпугивать злых духов. Кроме мечей, айны носили два длинных ножа ("чейки-макири" и "са-макири"), которые носились на правом бедре. Чейки-макири был ритуальным ножом для изготовления священных стружек "инау" и совершения обряда "пере" или "эритокпа" - ритуального самоубийства, которое потом переняли японцы, назвав "харакири" или "сэппуку" (как, кстати, и культ меча, специальные полочки для меча, копья, лука). Мечи айны выставляли на всеобщее обозрение только во время Медвежьего праздника. Старинное предание гласит: "Давным-давно, после того, как эта страна была создана богом, жили старик-японец и старик-айн. Деду-айну было велено сделать меч, а деду-японцу: деньги (далее объясняется, почему у айнов был культ мечей, а у японцев - жажда денег. Айны осуждали своих соседей за стяжательство). К копьям они относились довольно прохладно, хотя и выменивали их у японцев.

Еще одной деталью вооружения айнского воина являлись боевые колотушки - небольшие валики с ручкой и отверстием на конце, сделанные из твердых пород дерева. По бокам колотушки снабжались металлическими, обсидиановыми или каменными шипами. Колотушки использовались как кистень, так и как праща - сквозь отверстие продевался кожаный ремень. Меткий удар такой колотушки убивал сразу, в лучшем (для жертвы, конечно) - навсегда уродовал. Шлемов айны не носили. Они имели природные длинные густые волосы, которые сбивались в колтун, образуя подобие естественного шлема.

Теперь перейдем к доспехам. Доспехи сарафанного типа изготовлялись из кожи лахтака ("морского зайца" - вид большого тюленя). На вид такой доспех (см. фото) может казаться громоздким, но на деле практически не стесняет движений, позволяет свободно сгибаться и приседать. Благодаря многочисленным сегментам получались четыре слоя кожи, которые с одинаковым успехом отражали удары мечей и стрел. Красные круги на груди доспеха символизируют трехмирье (верхний, средний и нижние миры), а также шаманские диски-"толи", отпугивающие злых духов и вообще имеющих магическое значение. Аналогичные круги изображены также и на спине. Застегиваются такие доспехи спереди при помощи многочисленных завязок. Были и короткие доспехи, вроде фуфаек с нашитыми на них дощечками или металлическими пластинками.

О воинском искусстве айнов в настоящее время известно очень мало. Известно, что праяпонцы переняли у них практически все. Почему не предположить, что и некоторые элементы единоборств также не были переняты? До наших дней дошел только такой поединок. Противники, держа друг друга за левую руку, наносили удары дубинами (айны специально тренировали спины, чтобы пройти это испытание на выносливость). Иногда эти дубинки заменялись ножами, а иногда дрались просто руками, до тех пор, пока у противников не сбивалось дыхание. Несмотря на жестокость поединка, каких-либо случаев травматизма не наблюдалось. Вообще-то айны сражались не только с японцами. Сахалин, к примеру, они отвоевали у "тонци" - низкорослого народца, действительно коренного населения Сахалина. От "тонци" айнские женщины переняли привычку татуировать губы и кожу вокруг губ (получалась своеобразная полуулыбка - полуусы), а также названия некоторых (очень хороших по качеству) мечей - "тонцини". Любопытно, что айнские воины - джангины - отмечались как очень воинственные, они были неспособны ко лжи.

Интересны также сведения о знаках собственности айнов - на стрелы, оружие, посуду они ставили особые знаки, передававшиеся из поколения в поколение, для того, чтобы например не спутать, чья стрела поразила зверя, кому принадлежит та или иная вещь. Таких знаков насчитывается более полутора сотен, а их значения не расшифрованы до сих пор. Наскальные надписи обнаружены близ отару (Хоккайдо) и на острое Уруп. Пиктограммы были и на "икуниси" (палочках для поддерживания усов во время питья). Чтобы расшифровать знаки (которые назывались "эпаси итокпа") надо было знать язык символов и их составляющие.

Остается добавить, что японцы боялись открытого боя с айнами и завоевывали их хитростью. В древней японской песне говорилось, что один "эмиси" (варвар, айн) стоит ста человек. Существовало поверье, что они могли напускать туман. На протяжении многих лет айны не раз поднимали восстание против японцев (по-айнски "чижем"), но каждый раз проигрывали. Японцы приглашали предводителей к себе для заключения перемирия. Свято чтя обычаи гостеприимства, айны, доверчивые как дети, не мыслили ничего плохого. Их убивали во время пиршества. Как правило, иные способы подавления восстания у японцев не удавались.

НазадНазад

Курильские острова. Айны - коренные жители Курильских остров.
Курильские острова. Вулканы.
Курильские острова. Вулканы.
История. Айны
Айны в лодке-долбленке
История. Айны
Айны в национальной одежде
История. Айны
Медвежья клетка
История. Айны
Одежда из рыбьей кожи
История. Айны
Одежда из рыбьей кожи
История. Айны
Священные палочки икуниси

© 2005-2024 «Камчатско-Курильские экспедиции»

Погода в Камчатском крае    Сопровождение сайта "Студия 41 регион" Rambler's Top100

Экстремальный портал VVV.RU ПКПортал - Камчатка