Пешеходные туры, охота и рыбалка на Курильских островах. ООО «Курилы-тур»
Главная Курильские острова Туры Экспедиции
Поиск

ПодробнееБ25

ПодробнееТ34

Главная / Поиск / T34

Т34

Первые работы по созданию танка с противоснарядным бронированием у нас начались в 1936 г. Проект под названием "малый танк тяжелого бронирования" разрабатывался на заводе №185 в Ленинграде. Танк должен был при боевой массе 22 т иметь броню толщиной 60 мм. Весной 1938 г. были изготовлены несколько экземпляров танка Т-46-5, известного также как изделие 111 (отсюда и его другое название Т-111). В литой башне конической формы устанавливалась 45-мм пушка. Масса танка достигала 32 т. Именно на этих машинах впервые применили соединение толстых броневых листов электросваркой. За создание танка Т-46-5, хотя дело по ряду причин ограничилось только изготовлением экспериментальных образцов, группу конструкторов и рабочих завода наградили орденами. Среди них был и М. И. Кошкин, получивший орден Красной Звезды. Т-46-5 - чисто гусеничный танк. Тем не менее, полностью отказаться от колесно-гусеничных машин тогда еще не смогли. В то же самое время (1937-1938 гг.) разрабатывался колесно-гусеничный танк противоснарядного бронирования, так называемое изделие 1 15. Эта машина при весе 33 т имела броню толщиной до 50 мм с наклонным расположением броневых листов. Схема вооружения сохранилась такая же, как на Т-28 и Т-29. Впрочем, в металле эта машина так и не появилась.

Сложно писать о танке, о котором, кажется, известно почти все и написаны десятки монографий, брошюр и статей. Самый знаменитый отечественный танк был прямым потомком БТ-5/БТ-7. Непосредственными прототипами Т-34 стали экспериментальные колесно-гусеничный танк А-20 и чисто гусеничный А-32. Индекс А, который обыгрывается иногда в популярной литературе как «автострадный», на самом деле означает одно из изделий номенклатуры Харьковского паровозостроительного завода им. Коминтерна. Так, под индексом А могли скрываться и оборудование для железной дороги, и трактор, и вагонетка для донбасских шахт. Так что нет никаких оснований утверждать, что А-20 расшифровывается как «автострадный танк».

Проведенные совместные испытания А-20 и А-32 летом 1939 г. на полигоне в Харькове выявили сходство их тактико-технических характеристик. Обе машины развили одинаковую скорость на гусеницах — до 65 км/ч. По результатам испытаний, прототипом для нового танка, получившего предварительный индекс А-34, был взят танк А-32. Два изготовленных в начале 1940 г. прототипа танка Т-34 в марте ушли своим ходом в Москву (причем пробегом руководили создатели танка, М. Кошкин и А. Морозов) и 17 марта в числе других образцов нового вооружения были продемонстрированы руководителям ВКП(б) и армии. После этого было принято решение о начале серийного производства танков на ХПЗ № 183. План на 1940 г., вначале установленный в 150 машин, вскоре был увеличен вчетверо. Но до 1941 года с заводского конвейера сошло лишь 115 танков. Себестоимость Т-34 равнялась в 1940 г. 429 596 рублей по отчетам завода № 183, а по отчетам Наркомата среднего машиностроения — 510 000 рублей. В конце 1940 г., зимой, три серийные машины были отправлены в пробег Харьков — Кубинка — Смоленск с целью выявить конструктивные недостатки. Офицерами НИИ БТ, которые находились в танках, было выявлено столько огрехов конструкции, что представленный ими в крайне отрицательных выражениях отчет заместителю наркома обороны маршалу Советского Союза Г.К. Кулику вызвал к жизни приказ Кулика, прекращавший дальнейшее производство и приемку Т-34. Взамен было предложено ускорить разработку нового танка, Т-34М (А-43), защищенного 75-мм броней и имевшего ходовую часть несколько другого типа, с поддерживающими катками. Г. Кулик и начальник Автобронетанкового управления Я. Федоренко прямо советовали продолжить производство БТ-7М или ускорить постановку на конвейер танка Т-50. Руководство завода № 183, не согласившись со столь нелестной оценкой своего детища, настаивало на продолжении производства танка, предложив лишь снизить втрое (до 1 000 км) гарантийный пробег каждой машины. Окончательно разрешил этот спор маршал К.Е. Ворошилов, хотя и снятый за результаты финской войны с должности наркома обороны, но как член Политбюро ЦК ВКП(б) и старый большевик сохранивший влияние на Сталина и предсовнаркома Молотова. Именно он порекомендовал продолжить производство Т-34 до того момента, как будет построен Т-34М, существовавший лишь на бумаге и в виде деревянного масштабного макета. Через полгода, летом 1941 г., станет ясно, сколь верным оказалось данное решение. Отработанное производство танка на двух заводах, в Харькове и Сталинграде, могло быть освоено с помощью специалистов ХПЗ имени Коминтерна и на новых предприятиях, в то тяжелое для страны время осени — зимы 1941 г., когда танки на фронте стали цениться буквально на вес золота.

Всего с начала производства в 1940 г. и до 22 июня 1941 г. ХПЗ (№ 183) и СТЗ (Сталинградский тракторный), освоившим в 1941 г. новый танк, было изготовлено 1 225 танков Т-34. С началом Великой Отечественной войны в производство нового танка включился завод «Красное Сормово» в Горьком (завод № 112 Наркомата судостроительной промышленности, освоивший в 1930гг. строительство подводных лодок).

«Тридцатьчетверки», по штатам 1940 г., должны были входить во вновь организуемые механизированные корпуса. В каждой из двух танковых дивизий, входивших в состав корпуса, должно было числиться 375 танков (из них 210 — - Т-34). В механизированной дивизии -275 танков (из них 17 — Т-34). Остальные танки — БТ и Т-26, а в танковых дивизиях — еще по 63 новейших тяжелых танка КВ. Следовательно, только для полноценного пополнения бронетехникой, согласно утвержденным штатам тридцати механизированных корпусов, формирование которых началось во второй половине 1940 г., требовалось не менее 8 760 танков Т-34. Серьезным недостатком танка являлся плохой обзор для экипажа. Кроме того, у части недостаточно доработанных (конструктивно «сырая» машина была отправлена для массового производства) нередко выходили из строя бортовые фрикционы. Было явно недостаточно и люков для посадки — высадки экипажа, что являлось немаловажным условием для эвакуации экипажа в случае пожара или иных боевых повреждений. Но важнейшим, самым главным недостатком Т-34 было то, что боекомплект нередко детонировал при прямом попадании вражеского снаряда, и не обязательно в боеукладку. Кроме того, воспламенение баков с горючим по той же причине также вызывало детонацию. Нередко танкисты, при наличии такой возможности, предпочитали пойти служить в экипажи легких Т-60 или Т-70 (с бензиновыми автомобильными двигателями), чем на Т-34. Осенью 1941 г. из-за недостатка дизельных двигателей В-2 на часть танков Т-34 устанавливался карбюраторный двигатель М-17. При этом снижалась паспортная скорость танка. Несколько десятков Т-34 осенью того же 1941 г. получили вместо штатной 76,2-мм пушки 57-мм. Эти танки находились в составе 21-й танковой бригады, принимавшей участие в обороне Москвы осенью 1941 г. Кстати, всерьез рассматривался вопрос о вооружении танка именно этим орудием, производство предполагалось развернуть на Сталинградском танковом заводе. И только необходимость направлять 57-мм пушки в первую очередь на оснащение противотанковых артиллерийских дивизионов не позволила вооружать все «тридцатьчетверки» этим орудием. Да и действие фугасного 76,2-мм снаряда гораздо мощнее, чем 57-мм, а танки в первую очередь предназначались не для борьбы с себе подобными, а для усиления пехоты и борьбы с вражеской артиллерией. Именно на Т-34 4-й танковой бригады воевал лейтенант Дмитрий Лавриненко, советский танковый ас, уничтоживший вместе со своим экипажем 52 немецких танка до момента своей гибели поздней осенью 1941 г. под Москвой.

В 1941 г. себестоимость Т-34 снизилась почти вдвое, в среднем до 249 256 рублей. Почти все танки образца 1940 г. были потеряны в боях начала войны. Танки 1941 и 1942гг. (первых выпусков) применялись на фронте довольно длительное время. Дольше всего на Ленинградском фронте — там «тридцатьчетверки» этого типа принимали участие в наступлении в январе 1944г. и Выборгской наступательной операции летом того же года. В 1942 г. промышленность дала фронту 12 527 танков Т-34. Себестоимость производства танка составляла в 1942г. 165 810 рублей на заводе ХПЗ (№ 183); 209 700 рублей на заводе № 112 («Красное Сормово») в Горьком; 273 800 рублей на Уральском заводе тяжелого машиностроения в Свердловске и 312 700 рублей на омском заводе № 174. Себестоимость танка снижалась главным образом из-за того, что машина упрощалась в производстве. Так, только в 1941 г. было внесено несколько тысяч усовершенствований, упрощавших технологию и, соответственно, снижавших себестоимость. Кроме того, нельзя не принимать во внимание и широкое применение на малоквалифицированных участках работы труда подростков, принудительное привлечение автомобильного и гужевого транспорта от колхозов и совхозов.

Боевое применение: 22 и 23 июня 3-й, 6-й, 1 1-й, 12-й. 14-й и 22-й механизированные корпуса Красной Армии вступили в тяжелые бои в районе Шауляя, Гродно и Бреста. Чуть позднее в бой пошли еще восемь мехкорпусов. Наши танкисты не только оборонялись, но и контратаковали. С 23 по 29 июня в районе Луцк-Ровно-Броды они вели ожесточенное встречное танковое сражение против 1-й танковой группы генерала Э. Клейста. Слева по ней ударили со стороны Луцка 9-й и 19-й мехкорпуса, а с юга от Броды 8-й и 15-й. В сражении участвовали тысячи танков. Т-34 и KB 8-го мехкорпуса сильно потрепали 3-й немецкий моторизованный корпус. И хотя контрудар поставленной цели (отбросить противника за госграницу) не достиг, наступление противника затормозилось. Он понес большие потери - к 10 июля они составили до 41% начального количества танков. Но враг наступал, подбитые танки оставались в его руках, и весьма эффективно действовавшие ремонтные подразделения немцев быстро вводили их снова в строй. Наши подбитые или оставшиеся без горючего и взорванные экипажами, оставались в руках противника.

В ходе войны на часть танков Т-34 стали устанавливать (в основном на машинах выпуска СТЗ) 57-мм пушку ЗИС-4, снаряд которой имел большую бронепробиваемость, чем снаряд Ф-34 (76 и 120 мм для обоих типов снарядов при тех же условиях). ЗИС-4 по существу являлась переделкой противотанковой пушки ЗИС-2. Конечно, уменьшение калибра, а значит, и массы снаряда привело к резкому снижению эффективности его осколочно-фугасного действия. И хорошо, что такими экспериментами увлекаться не стали, хотя по плану завод №183 должен был выпустить около 400 Т-34 с 57-мм пушкой. Делались и попытки усилить броневую защиту корпуса Т-34. В самом начале войны КБ завода №183 было предложено принять меры по увеличению толщины лобовой бро ни корпуса и башни до 60 мм и изготовить две улучшенные машины) в августе 1941 г. Предполагалось что с 1 января 1942 г. СТЗ перейдет на выпуск таких машин. В осажден' ном Ленинграде провели экранировку лобовых частей корпуса и башни уже выпущенных танков листам толщиной до 15 мм. В 1942 г. завод №112 выпустил точно не установленное количество машин с наваренными экранными плитками на верхнем лобовом листе. Тем самым толщина брони в этом месте увеличилась до 75 мм.

1942 год принес новые улучшения в конструкции Т-34, направленные на повышение его боевой мощи, маневренности, а также упрощение конструкции. На танке ставились пушки либо Ф-32, либо Ф-34. Последняя длиной ствола 41,3 калибра. Баллистические характеристики Ф-34 были такими же, как и у знаменитой дивизионной пушки ЗИС-3 и пушки ЗИС-5 тяжелого танка КВ. Теперь уже ствол пушки выступал за переднюю часть корпуса. Боекомплект составлял 97 или 100 выстрелов. Для увеличения свободного объема в башне опоры цапф пушки были вынесены вперед за ее лобовую часть. Это и вызвало появление на ней выпуклой наделки. Литая башня получила шестигранную форму. На ее крыше было уже два люка - командира и заряжающего. Введена пятискоростная коробка передач (вместо четырехскоростной), что улучшило тяговые характеристики двигателя. Устанавливались более эффективные воздухоочиститель и всережимный регулятор топливного насоса. Катки употреблялись либо с обрезинкой, либо с внутренней амортизацией, как сплошные, так и облегченные, с ребрами жесткости, к тому же в разных сочетаниях. Была установлена более мощная радиостанция 9-Р вместо 71-ТК-3, причем она теперь ставилась на всех машинах, а не только на командирских.

Танки Т-34-76 образца 1942 и 1943 гг. находились в составе всех бронетанковых частей Красной армии вплоть до конца войны, принимая участие во всех крупнейших наступательных операциях. Эти танки летом 1945 г. были переброшены в Забайкалье и на Дальний Восток.

Т-34-85

Одна из величайших побед Красной Армии в Великой Отечественной войне — под Курском была одержана в тот момент, когда советские бронетанковые и механизированные войска в качественном отношении уступали немецким (см. «Бронеколлекцию» № 3, 1999 г.). К лету 1943 года, когда наиболее болезненные конструктивные недостатки Т-34 были устранены, у немцев появились новые танки «Тигр» и «Пантера», заметно превосходившие наши по мощи вооружения и толщине брони. Поэтому в ходе Курской битвы советским танковым частям, как и прежде, приходилось полагаться на свое численное превосходство над противником. Лишь в отдельных случаях, когда «тридцатьчетверкам» удавалось приблизиться к немецким танкам почти вплотную, огонь их пушек становился эффективным. На повестку дня остро встал вопрос о кардинальной модернизации танка Т-34.

5 мая 1943 года ГКО принял постановление № 3289сс «Об усилении артиллерийского вооружения танков и самоходных установок». В нем перед НКТП и НКВ были поставлены конкретные задачи по созданию танковых пушек с зенитной баллистикой. Еще в январе 1943 года к разработке такой пушки приступило КБ завода № 9, руководимое Ф.Ф.Петровым. К 27 мая 1943 года были выпущены рабочие чертежи пушки Д-5Т-85, спроектированной по типу немецких танко-самоходных пушек и отличавшейся малым весом и небольшой длиной отката. В июне первые Д-5Т изготовили в металле.

Производство Т-34, на котором в башне новой конструкции была установлена 85-мм пушка Д-5Т, созданная Ф.Ф. Петровым на базе зенитки такого же калибра, началось осенью 1943 г. на заводе № 112 «Красное Сормово». Но официально индекс Т-34-85 был присвоен новой модификации лишь в начале 1944 г. После производства небольшой серии танка с пушкой Д-5Т на новую машину, официально принятую на вооружение 23 января 1944 г., начали устанавливать пушку С-53 конструкции В.Г. Грабина. Примерно в это же время были готовы опытные образцы других 85-мм танковых орудий: ЦАКБ (главный конструктор В.Г.Грабин) представило пушки С-53 (ведущие конструкторы Т.И.Сергеев и Г.И.Шабаров) и С-50 (ведущие конструкторы В.Д.Мещанинов, А.М.Волгевский и В.А.Тюрин), а артиллерийский завод № 92 — пушку ЛБ-85 А.И.Савина. Таким образом, к середине 1943 года к испытаниям были готовы четыре варианта 85-мм пушки, предназначавшиеся для вооружения среднего танка Для установки же Д-5Т в средний танк Т-34 требовалось увеличить диаметр башенного погона и установить новую башню. В результате появились две очень похожие друг на друга литые башни с диаметром погона в свету 1600 мм.

Испытания новой пушки в старой башне, проведенные на Гороховецком полигоне, закончились неудачей. Два человека, находившиеся в ставшей еще более тесной башне, не могли нормально обслуживать пушку. Резко сократился и боекомплект. Стало очевидным, что альтернативы башне с расширенным погоном нет. Вместе с тем выяснилось, что победившая в конкурсных испытаниях пушка С-53 не может быть установлена в башню, сконструированную сормовичами. При установке в этой башне у пушки был ограничен угол вертикальной наводки. Требовалось или изменить конструкцию башни, или установить другую пушку, например Д-5Т, которая свободно бы компоновалась в сормовскую башню. Постановлением ГКО от 1 января 1944 года С-53 приняли на вооружение Красной Армии. С марта начался выпуск этих пушек в пуско-наладочном режиме, а с мая — в потоке. Соответственно в марте цеха завода № 183 в Нижнем Тагиле покинули первые танки Т-34-85, вооруженные С-53. Вслед за головным к производству таких машин приступили заводы № 174 в Омске и № 112 «Красное Сормово». При этом на части танков сормовичи по-прежнему устанавливали пушки Д-5Т.

У «тридцатьчетверок» с пушками С-53 или ЗИС-С-53 башня стала трехместной, а командирская башенка была сдвинута ближе к ее корме. Радиостанцию перенесли из корпуса в башню.

В феврале — марте 1944 года танки Т-34-85 начали поступать в войска. В частности, примерно в это время их получили соединения 2-го, 6-го, 10-го и 11-го гвардейских танковых корпусов. В заметных количествах Т-34-85 использовались в ходе наступления в Белоруссии, начавшегося в конце июня 1944 года. Они составляли уже более половины из 811 «тридцатьчетверок», принимавших участие в этой операции. В массовом же порядке Т-34-85 применялись в боевых действиях в 1945 году: в Висло-Одерской, Померанской, Берлинской операциях, в сражении у озера Балатон в Венгрии. В частности, накануне Берлинской операции укомплектованность танковых бригад боевыми машинами этого типа была почти стопроцентной За пределами же Советского Союза Т-34-85 участвовали в боевых действиях практически на всех континентах и вплоть до самого последнего времени. К сожалению, указать точное число переданных в ту или иную страну танков этого типа не представляется возможным, тем более, что поставки эти осуществлялись не только из СССР, но и из Польши и Чехословакии. После 1945 года Т-34-85 в разное время состояли на вооружении в Австрии, Албании, Алжире, Анголе, Афганистане, Бангладеш, Болгарии, Венгрии, Вьетнаме, Гане, Гвинее, Гвинее-Биссау, ГДР, Египте, Израиле (трофейные египетские), Ираке, Кипре, Китае, КНДР, Конго, Кубе, Лаосе, Ливане, Ливии, Мали, Мозамбике, Монголии, Польше, Румынии, Северном Йемене, Сирии, Сомали, Судане, Того, Уганде, Финляндии (трофейные советские), Чехословакии, Экваториальной Гвинее, Эфиопии, ЮАР (трофейные ангольские), Югославии, Южном Йемене. По состоянию на 1996 год танки этого типа еще имелись в армиях Кубы (400 единиц, в основном в береговой обороне), Албании (70), Боснии и Герцеговины, Хорватии, Анголы (58), Гвинеи-Биссау (10), Мали (18), Афганистана и Вьетнама. Последний случай боевого применения танков Т-34-85 имел место в ходе гражданской войны в Югославии в 1991 — 1997 годах. Боевые машины этого типа использовались здесь всеми противоборствующими сторонами, поскольку до распада Югославии они имелись в войсках территориальной обороны практически всех союзных республик. «Тридцатьчетверки» неплохо показали себя в боевых действиях, хотя и были самыми устаревшими танками на этой войне. Слабость их брони экипажи пытались компенсировать навешиванием на борта стальных листов или мешков с песком. Правда, Т-34-85 главным образом применялись не как танки, а как самоходные артустановки, ведя огонь с места.

СРЕДНИЙ ТАНК Т-34

Боевая и техническая характеристика Т-34-76

Общие данные

Вес ................................................. 28,5 т
Габариты:
длина .............................................. 5,9 м
ширина ............................................. 3,0 м
высота ............................................. 2,4 м
ширина колеи ...................................... 2,45 м
клиренс ........................................... 400 мм
Скорость движения:
средняя скорость по дорогам ................. 25-30 км/час
средняя скорость по местности .................. 18 км/час
Запас хода:
по грунтовой дороге ............................... 230 км
по шоссе .......................................... 300 км
Проходимость и преодолеваемые препятствия:
Удельное давление на грунт ............... около 0,66 кг/см2
Глубина брода ........................................ 1,3 м
Высота вертикальной стенки .......................... 0,73 м
Ширина рва ........................................... 3,4 м
Подъем ................................................. 30°
Крен ................................................... 20°
Вооружение
Пушка 76-мм Ф-34 ......................................... 1
Пулеметы ДТ:
спаренный с пушкой ..................................... 1
передний (радиста) ..................................... 1
запасный (с пехотными сошками) ......................... 1
Снаряды ............................................ 71 (36)
Патроны ................................ 1893 (30 мага-зинов)
Двигатель
Дизель В-2К двенадцатицилиндровый с V-образным расположением цилиндров под углом 60°
Степень сжатия .......................................... 15
Мощность двигателя и обо-роты:
эксплоатационная при 1700 об/мин. ............... 400 л.с.
минимально-устойчивые обороты на холостом ходу ...................... не выше 600 об/мин
максимальное число оборотов .................. 2050 об/мин
Топливная система
Топливо ............. дизельное марки ДТ или газойль марки Э
Общая емкость четырех ба-ков .......................... 460 л
Трансмиссия
Главный фрикцион ..................... многодисковый, сухой, трение-сталь по стали; ведущих дисков - 10, ведомых - 12
Коробка перемены передач трехходовая, четырехскоростная; четыре передачи вперед, одна назад
Бортовые фрикционы ................... многодисковые, сухие, трение - сталь по стали; ведущих дисков - 21, ведомых - 22
Ходовая часть
Движитель .................. гусеничный, направляющие колеса спереди, ведущие колеса сзади
Гусеничная цепь ...................... зацепление гребневое, при помощи роликов;
траков - 74, ширина траков - 550 мм
Ведущие колеса ..................... двухдисковые с роликами
Направляющие колеса ..... стальные с обрезиненными бандажами
Опорные катки ..................... по пяти с каждого борта, с обрезиненными бандажами-грузошинами
Подвеска ......................... пружинная, индивидуальная
Аптечка медицинская ...................................... 1

Источники: И. Шмелев. Танк Т-34. Монография // Техника и вооружение 11-12.98 ГАБТУ КА. ТАНК Т-34 в БОЮ. Краткое пособие. Воениздат НКО СССР, 1942 М. Барятинский. Средний танк Т-34-85 / Бронеколлекция 4.99

 

© 2005-2013 «Камчатско-Курильские экспедиции»

Погода в Камчатском крае    Сопровождение сайта "Студия 41 регион" Rambler's Top100

Экстремальный портал VVV.RU ПКПортал - Камчатка